Недавно закончился Всемирный конгресс и выставка фирм, обслуживающих космическую
индустрию. Конгресс и выставка проводились в огромном Дворце съездов в Хьюстоне – городе,
известном своим ведущим космическим центром.
Конгресс был организован Международной федерацией астронавтики (IAF), Комитетом
космических исследований (COSPAR), Международной академией астронавтики (IAA), Международным
институтом космических законов (IISL) и Американским институтом аэронавтики и астронавтики
(AIAA) при содействии и поддержке НАСА и ведущих космических фирм мира.
В конгрессе участвовало свыше 4000 человек, которые представили 4612 докладов,
почти из 100 стран, даже тех, которые только начинают развивать свою космическую индустрию.
С приветствиями к конгрессу обратились президенты международных организаций и руководитель
НАСА Шон О'Киф (Sean O'Keefe). Примерно 3,5 тысячи докладов были заслушаны на заседаниях
секций, остальные были представлены на стендах и обсуждались заинтересованными лицами.
Главные темы конгресса:
международное сотрудничество в области изучения и освоения космоса;
Международная космическая станция;
перспективы развития космической индустрии;
космический туризм;
новые идеи в создании передовой космической техники.
Известно, что космос в настоящее время имеет важное значение для человеческой деятельности,
прежде всего в таких областях, как всемирная коммуникационная система – интернет, связь,
телевидение, наблюдение за погодой, наблюдение за лесными пожарами, навигация и многое другое.
Мы уже располагаем подробными картами Луны и Марса, многое знаем о других планетах солнечной
системы. Только один космический телескоп «Хаббл» раздвинул границы наблюдаемой нами Вселенной
в десятки раз.
Но люди хотят не только получать знания, но и сами путешествовать в космосе.
Как известно, первый турист уже побывал на орбите, навсегда вписав своё имя в историю космоса
и туризма. Мало у кого есть 20 миллионов лишних долларов, но летать в космос хотят все.
К сожалению, все дискуссии и экспозиции выставки были сосредоточены на обычных
ракетах. Подавляющее большинство специалистов настолько привыкли к ним, что не представляют
и не ищут каких-то иных способов запуска или передвижения в космосе.
Однако жидкостные и твердотопливные ракетные двигатели достигли вершины своего
развития. За последние 20 лет их характеристики практически не изменились, несмотря на огромные
вложенные средства. Стоимость запуска в космос огромна. Запуск одного «Шаттла» обходится
минимум в 300 миллионов долларов, не считая амортизации пускового комплекса. Самое большее,
чего мы можем добиться, вложив сотни миллиардов долларов, – это снизить стоимость запуска
в 2...3 раза. Но если мы хотим строить космические города, добывать полезные ископаемые
на Луне, посылать хотя бы десятки тысяч туристов в космос, мы должны снизить стоимость запуска
человека в несколько тысяч раз, доведя плату за тур в космос до стоимости авиационного билета.
Однако новым, революционным неракетным методам запуска грузов в космос на
конгрессе было посвящено всего 10 докладов. Один доклад сделал доктор технических наук,
начальник отдела ЦНИИ машиностроения Г.Р. Успенский, остальные девять – доктор технических
наук, бывший советский ученый, старший научный сотрудник НАСА, ныне работающий в научной
лаборатории Военно-воздушных сил США, Александр Болонкин.
Георгий Успенский предложил новую теорию гравитации, из которой следует, что
возможно безопорное движение в пространстве и вечный двигатель. К сожалению, даже если эта
теория подтвердится, построить самодвижущуюся ракету, получающую энергию из пустоты и способную
перемещаться за счёт только внутренних сил, всё равно в обозримом будущем невозможно, т.к.
для этого нужна сверхплотная материя, которая существует во Вселенной только в белых карликах
и чёрных дырах. Как получить такую материю в земных условиях, ни одна теория сказать не
может.
Идеи Александра Болонкина и развитые им теории не нарушают ни одного из существующих
законов физики и механики. Всё, чего требуют некоторые из них, – это высокопрочные материалы.
Некоторые такие материалы, например, искусственные волокна, широко выпускаются промышленностью
и дёшевы, другие, например, так называемые «усы» (тонкие нити), освоены промышленностью,
третьи – нанотрубки (nanotubes) – уже созданы в научных лабораториях, и в ближайшие 2...3
года ожидается их промышленный выпуск.
Коротко остановлюсь лишь на двух проектах Александра Болонкина. В первом он
предлагает к крылатому космическому кораблю подсоединить прочный трос и разгонять корабль
до космической скорости, наматывая трос на устройство, напоминающее катушку. В действительности
всё сложнее, здесь сочетается целый букет изобретений, позволяющих преодолеть те трудности,
на которые сразу могут указать специалисты. Проект стоит всего 200...250 миллионов долларов
(напомним, что 200 миллионов долларов стоит обычный спутник связи) и способен запускать
в космос 170 тысяч туристов в год при себестоимости запуска одного туриста 220 долларов.
Если ограничиться лишь грузами, выдерживающими большие ускорения (до 270 g), то расходы
и стоимость установки снизятся в десятки раз.
Вторая идея состоит в том, чтобы вращать круговой трос в вертикальной плоскости
и, используя центробежную силу, натягивающую трос, подвешивать к нему космические станции
на высоте 100...200 км, а также использовать его движение для запуска спутников. Этот проект
обеспечивает подъем 770 туристов на высоту 140 км ежедневно.
Весьма оригинальны и другие идеи Болонкина, например: соединить Землю и Луну
тросовой транспортной системой переменной длины и ездить на Луну без ракет, как по обычной
канатной дороге; использовать астероиды для изменения траектории космических кораблей; построить
надувные дешёвые космические башни (изобретатель представил проекты трёх башен: высотой
3, 30 и 100 км).
Как известно, в результате террористического акта 11 сентября 2001 г. Нью-Йорк
лишился почти всех своих телепрограмм, которые транслировались из Всемирного торгового центра.
Выдвинут проект постройки в районе Большого Нью-Йорка телевизионной мачты высотой 600 м
и стоимостью 300 миллионов долларов. Проект надувной 3-километровой башни Болонкина в десять
раз дешевле, в пять раз выше и способен пропускать до 5000 туристов в день.
Интересно, что на конгрессе и выставке в Хьюстоне одна компания выступила
с предложением организовать 20-секундный туристический полёт обычного транспортного самолета
по баллистической кривой с нулевой гравитацией. Предполагаемая стоимость билета – 4000 долларов.
При использовании башни Болонкина такой аттракцион будет стоить 5 долларов.
Украинские учёные, принимавшие участие в конгрессе, жаловались: «Раньше нас
не пускала за границу Москва (по-моему, КГБ не пускал всех, независимо от национальности),
а теперь нет денег, чтобы ездить по конференциям».
Российские же учёные в большой обиде на американцев: например, от Центрального
института машиностроения визу на конгресс в американском консульстве просили 12 человек,
а получили только 4. Мол, «никакие вы не учёные, а едете по своим личным делам». Ни одна
фирма России, Украины или стран СНГ из-за финансовых трудностей не приняла участие в выставке
космической техники.
Всемирный космический конгресс-2002 был большим событием в новом столетии,
и его проведение будет способствовать объединению усилий всех государств и освоению космоса.