Наиболее выдающийся представитель
этого рода, лорд Джон Рассел, дед философа, дважды в годы правления королевы Виктории
становился премьер-министром и получил титул первого графа Рассела в 1861 г. (третьим
графом Расселом стал в 1931 г. Бертран Р.). Лорд Джон, который в 1832 г. внес билль
о реформе парламента, придерживался радикальных убеждений и часто расходился во взглядах
с консерваторами.
Когда Бертрану было два года, умерли его мать и сестра, а еще через
полтора года – отец, и в 1876 г. Рассел с братом переехали жить к бабушке, графине
Рассел, в Пембрук-Лодж, где их воспитывали и обучали швейцарские и немецкие гувернантки,
и английские домашние учителя. Заинтересовавшись геометрией Евклида, Бертран увлекся
математикой и философией и вскоре, к огорчению своей набожной бабушки, заявил, что
в Бога не верит.
В 18 лет Бертран поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета,
где в 1894 г. получил степень бакалавра искусств. Дж.Э. Мак-Таггарт познакомил его
с идеалистической философией Гегеля, однако юношу больше интересовали исследования
в области аналитической философии Дж.Э. Мура, опиравшегося на исконно английские традиции
эмпиризма в философии Джона Локка и Дэвида Юма. В 1895 г. Р. избирается членом научного
общества Тринити-колледжа, а в 1897 г. пишет диссертацию «Об основах геометрии» («An
Essay on the Foundations of Geometry»).
Закончив в 1894 г. Кембридж, Р. едет в Париж почетным атташе британского
посольства, а в декабре того же года женится на дочери квакера американке Элис Уитолл
Пирсолл Смит. В 1895 г. молодожены едут в Берлин, где Р. изучает экономику и собирает
материал для своей первой книги «Германская социал-демократия» («German Social Democracy»,
1896). Побывав в 1896 г. в Соединенных Штатах, Р. возвращается в Англию и живет в
графстве Суссекс, где пишет «Критическое толкование философии Лейбница» («A Critical
Exposition of the Philosophy of Leibniz», 1900), куда вошли его кембриджские лекции.
В 1900 г., самом важном, как вспоминал впоследствии философ, Р. вместе
с преподавателем Тринити-колледжа Алфредом Нортом Уайтхедом участвует в международном
философском конгрессе в Париже и, познакомившись с работами итальянского философа
Джузеппе Пеано и немецкого философа Готлоба Фреге, двух основателей символической
логики, пишет книгу «Принципы математики» («The Principles of Mathematics», 1903),
принесшую ему международное признание, в которой приходит к заключению, что математика
и формальная логика идентичны и что вся математика строится всего на нескольких принципах.
В последующие годы Р. и Уайтхед продолжают теоретические исследования
на эту тему и с 1910 по 1913 г. выпускают трехтомные «Основания математики» («Principia
Mathematica»), работу, оказавшую большое влияние на европейских философов, которые
отвергали традиционно английский эмпирический подход к метафизическим проблемам. По
мнению Р. и Уайтхеда, главная функция философии состоит в толковании естественных
наук, а логика является основным компонентом научного исследования. С их точки зрения,
философия не должна иметь ничего общего ни с этикой, ни с богословием; противодействуя
«разлагающим» тенденциям идеалистической мысли, философия должна ограничиваться простым,
объективным анализом явления. Р. и Уайтхед были убеждены, что эмпирическое познание
– это единственный способ достижения истины, а все прочие знания – субъективны и,
следовательно, ошибочны.
Со временем Р. усомнился в том, что эмпирический метод – это единственное
средство познания истины. В своих Лоуэлловских лекциях, прочитанных в Гарварде в 1914
г. и опубликованных в том же году под названием «Познание внешнего мира как поле деятельности
для научных методов в философии» («Our Knowledge of the External World as a Field
for Scientific Method in Philosophy»), а также в последующих философских исследованиях
Р. признал противоречивый характер логики и допустил, что многое в философии действительно
зависит от гипотез, которые нельзя доказать посредством опыта.
Работая над «Основаниями математики», Р. также активно занимается общественной
и политической деятельностью. В течение нескольких лет он и его жена входят в «Фабианское
общество», созданное для пропаганды социалистических идей в Великобритании; философ
принимает участие в кампании за предоставление женщинам равных избирательных прав.
В 1910 г., будучи еще преподавателем Тринити-колледжа, Р. выдвигает свою кандидатуру
в парламент от либералов, однако поддержки в партии из-за своих взглядов на религию
не получает.
Принципиальный противник участия Англии в первой мировой войне, Р. в
1914 г. вступает в пацифистскую организацию «Противодействие призыву на военную службу»,
выступает против войны в «Принципах социального переустройства» («Principles of Social
Reconstruction», 1916), «Войне и справедливости» («Justice in Wartime», 1916), «Политических
идеалах» («Political Ideals», 1917) и в «Дорогах к свободе» («Roads to Freedom», 1918).
Эти книги не остались незамеченными, однако по-настоящему Р. привлек к себе внимание
лишь тогда, когда был оштрафован на большую сумму и заключен в тюрьму за памфлет,
осуждающий практику тюремного преследования за отказ служить в армии. За штрафом и
тюремным заключением последовали увольнение из Тринити-колледжа, распродажа библиотеки
для уплаты штрафа и отказ правительства выдать ему паспорт на выезд в Соединенные
Штаты для чтения лекций в Гарвардском университете. Однако Р., несмотря на преследования,
продолжает выступать против войны и в 1918 г. вторично попадает в тюрьму – на этот
раз на четыре месяца за критику, которой он подверг США за вступление в войну. В Брикстонской
тюрьме Р. пишет книгу «Введение в математическую философию» («Introduction to Mathematical
Philosophy», 1919).
В 20-е гг. Р. пишет популярные книги по различным научным дисциплинам,
в том числе «Анализ мышления» («Analysis of Mind», 1921), «Основы атома» («The ABC
of Atoms», 1923), «Основы относительности» («The ABC of Relativity», 1925) и «Анализ
материи» («Analysis of Matter», 1927). В1920 г. он проводит пять недель в Советском
Союзе, встречается с Лениным, Троцким, Горьким. Хотя Р. с симпатиями относится к идеям
социализма, он выступает с резкой критикой советского режима в книге «Теория и практика
большевизма» («The Practice and Theory of Bolshevism», 1920). В 1920 и 1921 гг. Р.
совершает поездки в Азию, преподает философию в Пекинском университете, с восхищением
отзывается о Востоке в книге «Проблема Китая» («Problem of China», 1922); с 1924 по
1931 г. ездит с лекциями по Соединенным Штатам.
После развода с первой женой, брак с которой был бездетным, Р. в 1921
г. женился на Доре Уинифред Блэк; у них были сын и дочь. Р. увлекается педагогикой
и открывает экспериментальную школу; его взгляды на образование находят свое отражение
в книгах «Об образовании» («On Education», 1926), «Образование и добропорядочная жизнь»
(«Education and the Good Life», 1926), «Брак и мораль» («Marriage and Morals», 1929),
«Образование и общественный строй» («Education and the Social Order», 1932).
В 30-е гг. Р. обращается в своих работах к международным проблемам,
в это время он пишет «Свобода и организация, 1814...1914» («Freedom and Organization,
1814...1914», 1934), «Какой путь ведет к миру?» («Which Way to Peace?», 1936), «Власть:
Новый социальный анализ» («Power: A New Social Analysis, 1938). В 1935 г. Р. снова
разводится и через год женится на своей секретарше Патриции Элен Спенс, от брака с
которой у него был сын. Р. с женой едут в США, где Р. преподает философию в Чикагском
(1938) и Калифорнийском (1939) университетах.
После вторжения нацистов в Польшу в сентябре 1939 г. Р. отказывается
от пацифизма и высказывается в поддержку военных приготовлений Англии, однако в США
его политические взгляды не были популярны; в 1940 г. назначение Р. профессором философии
в нью-йоркский Сити-колледж вызвало недовольство со стороны духовенства и членов городского
совета. Тем не менее Р. в 1940 г. прочел курс лекций в Гарварде, который в том же
году был опубликован под названием «К вопросу о значении и истине» («An Inquiry Into
Meaning and Truth»). Действие пятилетнего контракта на чтение лекций в Мерионе (штат
Пенсильвания) с октября 1940 г. было приостановлено в 1942 г., в связи с чем Р. подал
на колледж в суд, выиграл дело и получил в качестве компенсации 20 тыс. долларов.
Частично прочитанные в Пенсильвании лекции были впоследствии включены в «Историю западной
философии» («A History of Western Philosophy», 1945).
В 1944 г. Р. возвращается в Тринити-колледж в Кембридже, где пишет «Философию
и политику» («Philosophy and Politics», 1947) и «Знание человека. Пределы и границы»
(«Human Knowledge. Its Scope and Limits», 1948). В 1948 и 1949 гг. Р. читает цикл
лекций, которые транслируются по радио и впоследствии издаются в книге «Власть и личность»
(«Authority and the Individual», 1949). В этом же году Р. награждается одной из высших
наград Великобритании – орденом «За заслуги».
В 1950 г., в год выхода в свет его «Непопулярных эссе» («Unpopular Essays»),
Р. вслед за Рудольфом Эйкеном и Анри Бергсоном, получает Нобелевскую премию по литературе.
Андерс Эстерлинг, член Шведской академии, назвал Р. «одним из самых блестящих представителей
рационализма и гуманизма, бесстрашным борцом за свободу слова и свободу мысли на Западе».
С Нобелевской речью Р. не выступал.
В течение последующих 20 лет Р. активно борется за мир, участвует в
манифестациях, конференциях сторонников мира. Начиная с 1954 г., когда впервые испытывается
водородная бомба, философ выступает за ядерное разоружение, становится членом Движения
за ядерное разоружение (1958) и «Комитета ста» (I960). В 1961 г. его приговаривают
к кратковременному тюремному заключению за нарушение общественного порядка во время
демонстрации перед зданием парламента. В 1962 г. во время кубинского кризиса Р. обращается
к президенту США Кеннеди и главе Советского государства Хрущеву с предложением провести
мирные переговоры.
В 1963 г. Р. выходит из «Комитета ста» и энергично занимается делами
Фонда мира Бертрана Рассела и Атлантического фонда мира, организаций миролюбивых сил,
борющихся против гонки ядерных вооружений. В конце 60-х гг. вместе с Сартром и другими
известными деятелями Р. образовал антивоенную комиссию, которая признала США виновными
в военных преступлениях во Вьетнаме.
В 1952 г. Р. женится в четвертый раз, его женой становится Эдит Финч.
Р. переезжает в Плас-Пенрин, в Северный Уэльс, где продолжает литературную деятельность.
Умер Р. от гриппа в 1970 г., в возрасте 97 лет. «Влияние науки на общество» («The
Impact of Science on Society», 1952), «Портреты по памяти» («Portraits From Memory»,
1956), «Факт и вымысел» («Fact and Fiction», 1962) и трехтомная «Автобиография» («Autobiography»,
1967...1969) – важнейшие из работ, написанных Р. после получения Нобелевской премии.
При оценке научной и литературной деятельности Р. критики обычно делают
упор на то, что крупнейший философ был в то же время весьма противоречивой политической
фигурой, каковой он, по всей вероятности, и останется в истории. В рецензии на второй
том автобиографии Р. английский критик Майкл Холройд в 1968 г. писал, что Р. – «одно
из самых невероятных явлений нашего века... его жизненный путь соткан из удивительных
парадоксов». В отличие от американского философа Синди Хука, обнаружившего в третьем
томе автобиографии Р. «аристократическое презрение к массам», остальные критики, включая
американского философа Ирвина Эдмана, сравнивали Р. – свободолюбца и иконоборца –
с Вольтером. « Нобелевский комитет не случайно наградил [его] премией по литературе,
– писал Эдман в 1951 г. в рецензии на «Непопулярные эссе». – Как и его знаменитые
соотечественники, философы старого времени, он – мастер английской прозы».
Автобиография Р. начинается со слов: «Три страсти, простые, но сильные,
я пронес через всю жизнь: жажду любви, научный поиск и непереносимую жалость к страданиям
человечества».
Ранее опубликовано:
Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс,
1992.
© The H.W. Wilson Company, 1987.
© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992.
Дата публикации:
4 мая 2001 года
Электронная версия:
© НиТ. Нобелевские лауреаты,
1998.
|